Встречи с химерамиРудукан Р. Встречи с химерами Строительство и реконструкция 7 ноября 2003 (№ 11) С. 45 PC 1 ноября 2003 года планируется ввести в эксплуатацию, после реконструкции, знаменитое сооружение столичного архитектора Владислава Городецкого, известное в городе, как «Дом с химерами», сообщили в пресс-службе Главного управления охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ Киевской горадминистрации. Теперь это здание будет государственной резиденцией для встреч высокопоставленных иностранных делегаций. Кардинально в доме ничего не изменится. Останется старая планировка, будет отреставрирована уникальная лепка, барельефы, скульптуры, печи с майоликовым кафелем. Кстати, сооружение уникально еще и тем, что Городецкий, создавая его чуть ли не впервые в мировой практике продемонстрировал возможности использования цемента - все фигуры химер изготовлены именно из этого материала. Да и при постройке здания натуральный камень вообще не использовался. Поэтому реставраторам досталась хоть и интересная, но очень трудоемкая и кропотливая работа. Кроме того, нужно восстановить все дверные и оконные проемы, которые со временем деформировались. Также нужно восстановить и сберечь инженерные сети в сооружении, а их здесь немало. Но главной проблемой была реставрация фундамента. Чтобы сооружение не подлежало дальнейшему разрушению, фундамент укрепляли специальными сваями, «стягивали» и само здание. Внешне дом напоминает средневековую башню. Он расположен на достаточно крутом спуске, и поэтому с главной стороны фасада -это трехэтажное здание, а со стороны площади Франка шестиэтажное. Первый этаж, который имеет выход на Банковую улицу, является одновременно и третьим. Отсюда и начинаются все чудеса, которые и придают сооружению такой незабываемый колорит: на потолке вестибюля устроился гигантский спрут, ступеньки украшены птичьими лапами, далее идут камины, изготовленные из самого дорогого мейсеновского фарфора. Оригинальность оформления создает в доме интерьер охотничьего жилища. Немного юмора: Приходит домой муж соответственно в жену пьяный, а жена уже спит. Ну он пытается тихонько пробратся и роняет на себя шкаф с посудой. Изрезался конечно весь. Ну подходит он к зеркалу, заклеивает раны пластырем и идет спать. Утром будит его жена и говорит: "Слушай, все я понимаю, и что нажрался, и что буянил, и что посуду разбил. Но зачем ты дурило зеркало лейкопластырем заклеил?" На сооружение здания было потрачено, по разным оценкам, от 133 до 200 тыс. руб. Сначала это была прибыльная усадьба, - сдавалась в аренду и приносила прибыль. Поэтому ее внутренняя планировка, как и в большинстве богатых прибыльных домов начала XX ст., подчинялась единственной цели - созданию комфортных условий для одной семьи. Вокруг строения был разбит «каменный сад», который не только украшал, но и укреплял крутой спуск участка. Сейчас облагораживают территорию вокруг дома: здесь будет альпийский садик, фонтаны, создано искусственное озеро. Со стороны площади Франка устроят небольшой водопад и, что закономерно, установят памятник самому Владиславу Городецкому. Эстетика здания полностью «во власти» фантастических химер, выполненных из цемента миланским скульптором Элио Саля. А помог ему П. Соколов, украинский скульптор-самоучка. Огромные сомы, сказочные русалки, носороги, слоны и жабы удобно разместились на крыше и карнизах строения. Под некоторыми скульптурами видна буква «Н», первая буква фамилии архитектора на латыни - так обозначали свою значимость те, кто не имел родового герба. Дом выполнен в популярном на то время стиле «модерн» и до сих пор вызывает у жителей города восхищение (а после реконструкции тем более). Однако советских соцреалистов он не вдохновил, и от них получил презрительную оценку, как «неудачное копирование средневековых готических строений». До Второй Мировой войны роскошные апартаменты (каждая квартира занимала по этажу, а сам Городецкий жил на третьем) были поделены, как тогда было принято, на коммунальные квартиры (по 9-10 семей на этаже). Невероятно, но факт: в Киеве еще есть люди, которые жили в доме с химерами до войны. Они уверены, что если бы таких необычных домов было больше, то и живущие в них люди были бы добрее. |