Водные мотивы в архитектуре ВенгрииИвашко Ю. Водные мотивы в архитектуре Венгрии Будмайстер 2003 №14 C. 10-12 Говорят, что архитектура страны — это один из тех «китов», на которых стоит сфера туризма. Страны с живописной природой, морем и множеством памятников архитектуры привлекают гораздо больше туристов, чем те, где, кроме природы и посмотреть-то не на что. Согласитесь, Грецию и Италию предпочитают для отдыха не только потому, что там можно отдохнуть на морском побережье, а и во многом благодаря наличию таких жемчужин архитектуры, как Парфенон, Эрехтейон или Колизей в Риме. Многим туристам не по душе простое ничегонеделанье на пляже под средиземноморским солнцем, и они стремятся сочетать пребывание на море с экскурсиями, расширяющими их кругозор. К числу стран, где есть что посмотреть и одновременно с комфортом отдохнуть, относится и Венгрия. Венгрия привлекает туристов прежде всего своей живописной природой, термальными источниками, лечебными озерами и богатыми культурными и архитектурными традициями. Даже такое привычное для нас место, как зоопарк, в Будапеште отличается своеобразием. Будапештский зоопарк - один из старейших в мире, он был открыт в 1866 году и с тех пор по праву считается вторым в Европе по красоте. Участок, на котором расположен зоопарк, находится в самом центре города, возле Площади Героев и является неизменной составляющей исторической застройки этой части города. В планировке комплекса сочетаются регулярность и живописность, прямые дорожки и узкие извилистые тропинки, симметрические и асимметрические павильоны. Не прав тот, кто считает, что в зоопарк ходят только с детьми: будапештский зоопарк интересен и детям, и взрослым, и изначально был задуман как место отдыха жителей и гостей столицы. Немного юмора: Подходит дочка (До) к папе (Па): (До) - Папа, отгадай загадку: Дзынь-дзынь, мяу-мяу? (Па) - Ну... Да... Не знаю. (До) - Это трамвай котенка задавил. А Дзынь-дзынь, гав-гав? (Па) - Наверное аналогичный несчастный случай с собачкой? (До) - Да нет, это ты с работы пьяный пришел! Самый примечательный - «мавританский» слоновник, реставрация которого была отмечена премией Европа Ностра. «Мавританский» павильон совсем не похож на сооружение зоопарка: в нем есть все атрибуты восточной мечети - лазурно-голубые полусферические купола разной формы и размеров, узкие прорези-окна, сгруппированные между собой, массивная арка входного портала и высокий минарет. Правда, присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на самом-то деле «мечеть» - это своеобразная выставка охотничьих трофеев, напоминающая киевский «Дом с химерами» страстного охотника Городецкого, где тоже выставлены напоказ в качестве украшений головы слонов, носорогов и прочих экзотических африканских животных. Открытые вольеры - часть архитектуры комплекса, поэтому они тоже снабжены декоративными элементами: традиционные венгерские домашние животные (куры, гуси, козы и прочая живность) размещаются в национальном павильоне с крышей оригинальной формы, выполненной из высушенного камыша, вольер для жираф украшен стилизованными плетеными «африканскими» хижинами. Особое воздействие природы и архитектуры объясняется еще и тем, что посетитель сам становится как бы частью природно-архитектурной среды, он может заходить в вольеры, кормить и гладить животных. Помимо зонирования территории по принципу: растительный мир и животный мир, здесь присутствует и тематическое зонирование как по видам животных, которые помещены в специальных павильонах, так и по климатическим зонам (Венгрия, Африка, Америка). Венгерский зоопарк можно анализировать и с точки зрения удачной ландшафтной архитектуры, поскольку архитекторам удалось разместить экспозицию среди живописного, местами террасированного ландшафта в нескольких уровнях. Одной из достопримечательностей будапештского зоопарка являются небольшие искусственные озера, утопающие в зелени. Использованию таких элементов ландшафтной архитектуры, как естественные и искусственные водоемы, в Венгрии уделяют особое внимание и стараются включать их в общую композицию. Правда, этому в значительной мере поспособствовала и природа Венгрии, которая издавна славится своими многочисленными термальными источниками и озерами. Аквапарки, термальные бассейны, лечебные озера и просто озера для купания и прогулок на яхтах и катамаранах давно стали отличительной особенностью венгерского туризма. Особое место по числу целебных источников занимает Будапешт, где термальные воды будайской стороны использовали еще кельты и римляне, пришедшие на эти земли в I веке н.э. и основавшие город Аквинкум, центр римской провинции Паннония. Впрочем, хотя римляне и знали о целебных свойствах венгерских термальных источников, купание в лечебных водах стало особенно популярным только во времена турецкого владычества, в XVI-XVII веках. Именно тогда были выстроены сохранившиеся до наших дней купальни Рудаш, Кирай, Рац. Например, возраст купальни Рудаш с массивными каменными сводами в интерьере составляет более четырехсот лет! Со временем венгерская столица обогатилась и более современными купальнями - Геллерт и Сечени. При этом купальня Сечени с закрытым пляжем считается наибольшей по площади водолечебницей Европы и одной из главных достопримечательностей Городского парка, а купальня Геллерт, построенная в начале XX века на месте средневековой водолечебницы, благодаря изысканному интерьеру в стиле австро-венгерского сецессиона (модерна) - одной из самых элегантных термальных здравниц столицы Венфии. Недалеко от зоопарка и купален Сечени находится еще один большой водяной массив -искусственное озеро, в водах которого отражается самая величественная достопримечательность Городского парка - замок Вайдахуняд. Летом озеро отдано в распоряжение любителей лодочных прогулок, а зимой превращается в большой каток. Архитектурный комплекс Вайдахуняд был сооружен в 1896 году к празднованию тысячелетия прихода венгерских племен в Карпатский бассейн и отображает историческое прошлое страны. Здесь с максимальной точностью воспроизведены уменьшенные копии памятников всех архитектурных стилей Венгрии - романский стиль, готика, ренессанс, барокко. Вход в комплекс Вайдахуняд - через мост, который ведет к массивной арке с железными решетками - совсем как в средневековом замке-крепости. По обе стороны от входа - рустованные сторожевые башни-донжоны с бойницами. Пройдя через арку, вы словно совершаете фантастическое путешествие назад, в прошлое Венгрии. Романский храм здесь соседствует с крепостью, крепость - с готической постройкой, а та, в свою очередь, с ренессансным зданием и барочным дворцом. Сейчас в замке размешаются Сельскохозяйственный музей, концертные площадки, магазины с сувенирами. Здания утопают в зелени, а между пешеходными дорожками разбиты живописные цветники. Впрочем, замок-комплекс Вайдахуняд знаменит не только своей архитектурой. В густой зелени парка установлен бронзовый памятник летописцу Анонимусу, который оставил бесценные свидетельства о временах царствования короля Белы IV и почитаем в Венгрии, как наш Нестор Летописец. С этим памятником связана одна из самых известных легенд: каждый, кто прикоснется к бронзовому перу в руке летописца, оставит о себе память в истории своего народа. Именно поэтому перо отполировано до блеска тысячами рук, потому что никто не уходит из Вайдахуняда, не коснувшись пера летописца. Еще один вид «водной архитектуры», о котором мне хотелось бы упомянуть, - это аквапарки. Уникальный аквапарк расположен в городе Залакарош недалеко от западного побережья озера Балатон. Залакарош завоевал популярность у немецких и австрийских туристов (а именно они составляют основной процент отдыхающих) благодаря комплексу термальных бассейнов, размещение которых удачно продумано и подчинено единой градостроительной идее: отделить зону лечения и отдыха от оживленных городских магистралей. Как правило, такие лечебные комплексы находятся в центре населенного пункта, но обязательно в зеленой зоне. Немного юмора: Мужик в баре после работы выпил бутылочку ВИСКИ! Идет домой, но не дойдя пару кварталов упал, уснул. Идут по ентой улице панки (голубые).Видят мужик валяется. Ну подумали они подумали и решили они в зад мужика отделать. Отделали думают... Давай говорит один ему хотя бы денег дадим все же... Ну дали денег. Мужик утром проснулся, видит деньги, Давай думает схожу ка я в бар опять по виски. Ну сходил и история повторилась. Проснулся он. Деньги. Опять напился виски. Опять Голубые его в зад и денег дали. Ну мужик с просони видит деньги. Пошел в бар выпить. Бармену говорит: - Налейте мне коньяка - А почему не виски? - спрашивает его бармен. - Да, да, да у меня после вашего виски зад очень болит! Поскольку аквапарк - главный источник доходов и города, и жителей, все направлено на то, чтобы создать максимальный комфорт для отдыхающих. Еще в прошлом году гостиница состояла из одного корпуса, а в течение года по соседству был выстроен второй, соединенный с первым стеклянным переходом. Примечательно, что венгерские архитекторы изначально отказались от модернистской архитектуры гостиницы и не стремились к повышенной этажности: такая среднеэтажная гостиница с нестандартными многоуровневыми мансардами, лоджиями и пологими черепичными крышами является символом гармонии, покоя и уюта, то есть всего того, в чем нуждается человек, приехавший на лечение. Еще одна особенность: проживающие в номерах не видят и не слышат транспорта, вся территория вокруг корпусов гостиницы всецело отдана туристам. Справа от корпуса гостиницы находится одноэтажное здание с ресторанами, кондитерскими, магазинами товаров для отдыха и сувенирными ларьками. Миновав пешеходную площадь, вы окажетесь перед входом в аквапарк Залакарош. В составе аквапарка - несколько десятков открытых и закрытых бассейнов, причем в планировке его тоже выдержан принцип четкого зонирования: • входная зона, где расположены кассы и всевозможные ларьки с книгами и сувенирами; • зона глубоких спортивных бассейнов, куда вход детям до двенадцати лет без сопровождения взрослых запрещен; • зона сильнодействующих открытых радоновых бассейнов со скамейками и душевыми при них; • зона детских «плескательных» бассейнов; • зона «игровых» бассейнов и бассейнов типа «океанская волна»; • зона закрытых бассейнов с комплексом лечебных процедур. Все зоны аквапарка отделены друг от друга зелеными газонами с деревьями, лавочками и шезлонгами, где рекомендуется отдохнуть после принятия термальных ванн. Свежий анекдот: Гиви спрашивает у матери: - Мам, можна я буду спать со светом? - Можна! - Свет, захади! Целебными свойствами обладает и вода самого большого в Европе термального озера Хевиз недалеко от Залакарош. Популярность курорта Хевиз особенно возросла в XIX - начале XX века. На озере на сваях были построены павильоны с душевыми, массажными и комнатами отдыха. Как и многие другие лечебные курорты Венгрии, озеро Хевиз богато многочисленными легендами о чудесных исцелениях. Так, говорят, что в давние времена здесь излечилась единственная дочь владельца замка Тадика, парализованная на обе ноги. Ранее Хевиз принадлежал графскому роду Фештетичей. Семья Фештетич жила в 1730-х годах в уникальном дворцовом комплексе, третьем по величине и едва ли не самом красивом в Венгрии, который находится недалеко от Хевиза, в городе Кестхей на северо-западном берегу Балатона. Дворцовый ансамбль меценатов Фештетичей сочетает в себе изысканность стиля барокко и пышность рококо, сохранившиеся интерьеры составлены из предметов обстановки дворца или привезенных из других мест и отражают образ жизни венгерской знати XVIII-XIX веков. Многие, увидевшие ансамбль в Кестхей, называют его «венгерским Версалем». Первоначально вокруг дворца были разбиты английские и французские парки с фонтанами, площадь которых составляла около 40 гектаров. Сегодня к музею, находящемуся во дворце, относится лишь 7 гектаров парковой территории. Бывшее гостевое крыло дворца, бальные залы, столовая и зеркальный зал открыты для туристов, здесь проводят научные совещания, международные конференции, концерты, литературные чтения, приемы. Для участников конференций во дворце предусмотрено пятнадцать гостиничных номеров и четыре апартамента. Говоря об использовании водных массивов - озер, бассейнов, фонтанов как средств архитектурной выразительности, нельзя не упомянуть вкратце и о знаменитом «пресноводном море» Венгрии - озере Балатон. Думаю, не ошибусь, если скажу, что без уникального пейзажа побережья Балатона архитектура застройки прибрежных городов и поселков была бы не столь выразительной. К несомненной удаче архитектурных решений застройки следует отнести то, что здания всецело подчинены по своим масштабам окружающей природной среде, на побережье мало многоэтажных гостиниц, а преобладают одно-двухэтажные частные коттеджи и среднеэтажные гостиницы и пансионаты. Как правило, гостиницы несколько отдалены от воды, а перед ними находится своеобразная «зеленая зона», что исключает противоречие между естественной и искусственной средой. |